Обзор стратегий развития малых предприятий

product-strategy

Перед тем, как текущий набор задач и проблем компании превратится в стратегию развития, он должен стать системой. Все будущие мероприятия должны быть направлены на долговременные цели, эффективно дополнять и сочетаться между собой, а так же быть увязаны по времени и ресурсам.

Определение стратегических альтернатив фирмы приводит к решению двух ключевых проблем:

  • оценка реальных возможностей предприятия для изменения своего курса развития, определение ограничений в улучшении выбранной стратегии и поиск пространства для коренного изменения стратегии;
  • выявление изменений стратегии, которые позволят создать конкурентные преимущества в обозримом будущем.

Базовые стратегии

Стратегия развития всегда выбирается согласно определенным критериям, ранжированием которых должны заниматься руководители организации. Всевозможные стратегии, используемые фирмами, на самом деле представляют собой лишь модификации небольшого числа базовых стратегий. Каждая из этих стратегий несет положительный эффект только при определенном состоянии среды и наличию благоприятных условий. Базовая конкурентная стратегия — это понятие, характеризующее вид преимущества перед другими компаниями и сфера, в которой оно появляется. Всего в реальном бизнесе имеется четыре базовых стратегии:

1. Стратегия ограниченного роста:

ставится цель «от достигнутого в выше», которая может корректироваться вместе с изменением условий. Риск в этом случае минимальный. Применяется она фирмами, которые прочно укрепились в определенных сферах деятельности.

2. Стратегия роста:

развитие происходит по динамично меняющейся технологии. Ее выбирают компании, желающие обеспечить себе быстрые темпы роста.

Данная стратегия содержит в себе:

  • стратегию диверсифицированного роста (выпуск новых товаров и предложение новых услуг);
  • стратегию интегрированного роста (внутреннее расширение и приобретение новой собственности);
  • стратегию концентрированного роста (развитие продукта, рынка, а так же расширение и усиление позиций на рынке).

3. Стратегия сокращения:

уменьшение доли бизнеса на рынке, вызванное меняющимися условиями. Данная стратегия подразумевает сокращение предприятий, их ликвидацию или переориентацию.

4. Комбинированная стратегия:

состоит из сочетания всех предыдущих стратегий. Она подходит крупным компаниям, осуществляющим свою деятельность сразу в нескольких отраслях.

Выбирая ту или иную стратегию, необходимо помнить, что новая стратегия как в традиционных, так и новых сферах бизнеса, должна соответствовать потенциалу компании.

Организационные изменения в компании

Применение новой стратегии начинается с проведения в компании комплекса изменений. Ведь без них даже самая эффективная стратегия не принесет хороших результатов. Проведение изменений в компании — это основа реализации стратегии. Под переменами можно понимать решения руководства о внесении изменений в структуру, цели и задачи организации, вызванные новыми условиями внешней и внутренней среды. Чтобы обеспечить стабильный рост фирмы, необходимо периодически оценивать эффект от проделанных изменений и корректировать курс развития. Очень часто необходимость в изменениях появляется только с помощью системы контроля.

Выделяется три уровня изменений в организации, вызванных реализацией новой стратегии:

1. Полная реорганизация. Она необходима при переходе фирмы в новую сферу деятельности. При этом изменения касаются абсолютно всего: номенклатуры продукции, рынка ее сбыта, миссия компании, технологии, состав ресурсов и т. д. Коренная реорганизация приводит к возникновению больших проблем и сложностей у руководства компании;

2. Радикальные изменения. Их необходимость возникает при глубоких структурных преобразованиях внутри компании, вызванные слиянием или разделением организаций. Объединений коллективов, выпуск новых продуктов и появление новых структурных подразделений приводят к необходимости проведения изменений в структуре компании. Организационная культура тоже подвергается корректировке;

3. Умеренные корректировки. Эти стратегические изменения встречаются наиболее часто. Они необходимы при выведении новых продуктов на рынки и при освоении новых горизонтов сбыта. Корректировки обычно связаны с маркетингом или налаживанием нового производства. В это время компания привлекает новых клиентов, покупателей, ищет каналы сбыта и распространяет рекламу.

Организационные изменения могут внедряться поэтапно:

1. Давление и побуждение. Руководство компаний должно понимать, что изменения возникают под действием следующих внешних факторов: перемены в экономике, рост конкуренции, появление новых нормативных актов. Кроме этого существуют и внутренние факторы: рост затрат, снижение производительности, жалобы работников и текучесть кадров;

2. Переориентация внимания и посредничество. Возможно возникновение необходимости в посреднических услугах, приводящих к переориентации высшего руководства на внутренние проблемы;

3. Анализ и осознание. Руководство компании собирает информацию, уточняет причины возникновения проблем. Наличие данных об области проблемы приводит к осознанию конкретных проблем;

4. Выработка нового решения и разработка плана действий по его исполнению;

5. Выявление путем эксперимента. Перед внедрением изменений, компания проводит эксперименты, помогающие выявить скрытые трудности;

6. Подкрепление и согласие. Новые методы принимаются на основе положительных результатов. При этом возникает необходимость мотивации людей быстрее принять изменения.

Методы, направленные на уменьшение или устранение сопротивления изменениям, состоят в следующем:

  • Образование и обмен информацией. Идеи и мероприятия обсуждаются открыто, что позволяет сотрудникам понять необходимость грядущих перемен до их проведения;
  • Привлечение к принятию решений сотрудников предприятия. Это дает возможность работникам выразить свое мнение по отношению к новшествам;
  • Поддержка и облегчение. Сюда входят дополнительное обучение и выработка средств, направленных на упрощение адаптации к новым условиям;
  • Стимулирование моральное и материальное. Сотрудники получают гарантии, что их не уволят и повысят оклад;
  • Кооптация. Ведущая роль в принятии решений отдается человеку, выражающему активную позицию против введения новшеств;
  • Маневрирование. Работникам предоставляется выборочная информация, составляется четкий график мероприятий;
  • Постепенное преобразование. Сотрудники поэтапно привыкают к новым условиям;
  • Принуждение. Руководство ставит условия, невыполнение которых ведет к лишению премий, назначению на новые, более низкие должности и даже увольнению с работы.
  • Залогом успешной реализации стратегии является эффективное проведение изменений в компании.

Cтратегии развития малого предприятия

Выбор стратегии развития небольшого предприятия позволяет оценить позиции компании на рынке, выявить ее стратегические задачи, альтернативные способы их решения. Весь набор этих проблем и задач необходимо систематизировать прежде, чем из них получится стратегия.

Наряду с формированием корпоративной (общей) стратегии производится разработка функциональных стратегий и поддерживающей ее стратегии бизнеса. Успешная стратегия строится на создании и использовании конкурентных преимуществ. Например, ими являются возможность продавать товары по сниженным ценам, реализация продукции высокого качества, предоставление сервиса, выгодное местоположение компании или ее подразделений. Из этого следует, что выгодная стратегия не только поддерживает уже имеющиеся преимущества, но и инициирует новые.

Стратегия фирмы выбирается в связке с такими понятиями, как конкурентноспособность и потенциал компании.

Потенциалом компании называется совокупность ее возможностей по производству продукции и оказанию услуг. Она состоит из внутренних переменных и управленческого потенциала. Организация имеет возможности, определяемые ее ресурсами (факторами производства), которыми она располагает. Потенциал компании в условиях рыночной экономики зависит от внутренних факторов, спроса на продукцию, деятельности конкурентов, экономической ситуации в стране и мире.

Конкурентноспособность компании представляет собой ее возможность противопоставить себя конкурентам, осуществлять активную борьбу за рынки сбыта. Это понятие — относительное. Оно определяется путем сравнения. Потенциал компании, выбор стратегии и возможности высшего руководства вместе являются факторами конкурентноспособности фирмы.

Выбор приоритетов, на которые будут направлены силы и средства компании — важный и ответственный этап реализации стратегии. Приоритетами могут быть и открытие новых производств, и расширение рынков, и создание новых подразделений.

Выработка стратегии состоит из следующих шагов:

составление плана стратегий, которые позволили бы достичь поставленных целей. На этом этапе лучше всего выработать несколько альтернативных путей;
анализ и оценка. На этом этапе анализируются альтернативы и оценивается их степень пригодности для достижений основных целей компании;
на завершающем этапе основная стратегия развития подвергается корректировке и разрабатываются поддерживающие ее дополнительные стратегии.
Выделим факторы, которые явным образом влияют на выбор стратегии:

ценности, которые влияют на принятие решения высшими менеджерами компании;
характер целей, поставленных компанией;
предсказуемость и состояние внешней среды;
риски, на которые готово пойти руководство при реализации стратегии;
сильные и слабые стороны компании, ее потенциал;
опыт применения прошлых стратегий;
временной фактор.

Реализация стратегии развития компании зависит от того, насколько эффективно будут произведены стратегические изменения, главными из которых являются изменения в организационной культуре и структуре предприятия.

Если вы все еще не реализовали стратегию развития своего предприятия, то рекомендуем обратиться к нам. Мы осуществляем абонентское бухгалтерское обслуживание организаций. Мало того, что подготовка и сдача отчетности МО будет произведена вовремя, так мы еще поможем вам подобрать оптимальную стратегию для вашего предприятия и окажем правовую поддержку.

Требуется заказать тайный покупатель для оценки работы персонала? Спрашивайте! . регистрация общественной организации

1 комментарий

  1. Descartes

    Лучшие онлайн-курсы по бизнесу и заработку в записи сливаются здесь:
    http://qps.ru/w2Kpe
    Цена на общее количество слитого материала превышает 10 млн рублей.
    Купи доступ за копейки, начинай зарабатывать уже сегодня

Оставьте свой комментарий

Войти с помощью: 

Похожие записи