5 правил переговорщика

speak
Американский предприниматель, руководитель хедж-фонда, автор деловых бестселлеров. Был основателем или сооснователем более 20 компаний, написал 11 книг.

1) Если ваш список условий короткий, вы проиграете

Представьте, что вы продаете компанию. Обычно одна из сторон в таких переговорах сфокусирована на финальной оценке капитализации. Эту сторону мы будем для удобства называть “Проигравший”.

Расширьте свой список! Какие оговорки позволяют или не позволяют вам в дальнейшем конкурировать со своей бывшей компанией? В течение какого периода вы хотите получить деньги? Какими будут зарплаты новых топ-менеджеров?

Аналогично, если вы обсуждаете условия своего трудоустройства, то условия – это не только зарплата, но и набор обязанностей, в каком случае вы получаете повышение, оплатят ли вам переезд и т.д.

Сторона, у которой список условий обширнее, обычно находится в более выигрышном положении, поскольку может отказаться от малозначительных требований, чтобы выторговать преимущества в более существенных вопросах.

2) Если вы не выспитесь, у вас не будет силы воли

Эту технику использует, например, Карл Икан, один из наиболее успешных инвесторов в мире. Он назначает переговоры на ранний вечер.

Пик наших умственных способностей приходится на время, которое начинается примерно через два часа после пробуждения и заканчивается примерно через четыре часа после пробуждения. А затем, в остаток дня, наша сила воли постепенно ослабевает. Карл Икан спит до 4 часов вечера, а в 6 у него назначены переговоры, где ему приходится иметь дело с изнуренными юристами, которые целый день до этого работали. Как вам кажется, кто победит?

3) У большинства людей краткосрочные планы. Будьте визионером, и вы победите

В 2001 году компания Applied Semantics сопротивлялась слиянию с Google. Они привлекли некоторый объем инвестиций, и думали, что могут сохранить независимость. За несколько месяцев до этого я совершил ошибку, отклонив их заявку на финансирование. “Поисковые движки – мертвый бизнес”, – заявил я тогда. А Ларри Пейдж из Google настаивал на слиянии, он сказал СЕО Applied Semantics: “Я не слезу с телефона до тех пор, пока вы не согласитесь”. В итоге Applied Semantics обменяла все свои акции на 1% акций Google. ОДИН ПРОЦЕНТ!

Все это происходило еще до того, как Google вывела свои акции на биржу, и никто не знал, сколько эти акции будут стоить. Но у Ларри Пейджа было видение того, где должна оказаться компания.

Applied Semantics превратилась в подразделение Google, известное сегодня как AdSense. Сейчас оно приносит 99% выручки Google. Жалеют ли они сейчас, что не продались дороже? Конечно нет, ведь фактически их капитализация была оценена в миллиард долларов, и они приняли участие в становлении одной из величайших компаний мира. Так что не пытайтесь выторговать себе долю побольше. 1% от $250 млрд – это лучше, чем 100% от ничего.

Никогда не беспокойтесь о том, сколько денег в чьем-то кармане. Пусть другие будут богатыми. Тогда и вам что-то достанется.

4) Не говорите “НЕТ”

Что я на самом деле имею в виду – пусть ваше “нет” будет обличено в форму “да”.

Однажды я вел переговоры с одной компанией. Они просили меня стать их советником. Я отказался. Но не в явной форме. “У вас отличная компания и я буду счастлив дать вам совет”, – вот что я сказал. Согласитесь, это великолепный способ сказать “нет”! Они продолжали мне звонить. Они хотели со мной сотрудничать. Я сказал им: “Без меня вы можете сделать то-то”, – и выдал полностью план того, что им надлежало сделать. Я не взял с них денег. Это был еще один способ мягко отказать. Из-за этого они еще сильнее захотели заполучить меня в качестве советника. В конце концов они предложили достаточно денег для того, чтобы я согласился.

Вы можете получить больше, если не вступаете в конфронтацию. Когда вам говорят: “Вы стоите $1, потому-что у вас есть X”, вы можете добавить: “Конечно! А еще у нас есть Y, давайте это тоже будем иметь в виду”. Неожиданно ваша оценка выросла, потому что вы не стали перечить. Вы согласились и кое-что добавили.

5) Многие переговорщики не умеют считать

Это сложно объяснить, и многие не врубаются в мои объяснения. Поэтому приведу простой пример.

Почему Facebook купил Instagram за $1 млрд? У Instagram было 11 сотрудников и нулевая выручка. Если из этого исходить, то получится, что стоимость Instagram близка к нулю. Но не исключено, что переговоры могли проходить в таком ключе:

Instagram: Давайте сначала решим, по какой формуле мы будем оценивать нашу компанию.

Facebook: Ну давайте, валяйте.

Instagram: Давайте на минутку забудем про нашу выручку. Давайте просто предположим, что мы способны заработать X долларов с каждого вашего пользователя (назовем это число Y). Перемножаем X на Y и получаем сумму, которую вы нам должны заплатить.

Facebook: Ну да, вроде правильно.

После этого основатели Instagram, вероятно, показали, как они могут помочь Facebook заработать дополнительно $1 с каждого пользователя. У Facebook миллиард пользователей. Так что получился миллиард долларов.

Приходите на переговоры со своей формулой. Заранее знайте, какие подставить переменные, прежде чем другая сторона успеет их подставить. Откуда я это знаю? У меня были хорошие учителя: подобным образом я проиграл немало переговоров…

1 комментарий

  1. Descartes

    Лучшие онлайн-курсы по бизнесу и заработку в записи сливаются здесь:
    http://qps.ru/w2Kpe
    Цена на общее количество слитого материала превышает 10 млн рублей.
    Купи доступ за копейки, начинай зарабатывать уже сегодня

Оставьте свой комментарий

Похожие записи