Как научиться вести за собой людей

Навыки эффективного управления.

Можно ли научиться вести за собой людей, если сейчас это Вам не свойственно? Теоретически возможно все… Однако сама по себе такая метаморфоза вряд ли произойдет.

Согласно модели известного специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба успешное развитие компетенций происходит поэтапно. Сначала мы получаем некий опыт. Благодаря наблюдению и способности анализировать происходящее, мы формируем новые идеи, направленные на оптимизацию результатов предыдущего опыта. Эти идеи проходят проверку действием, и мы снова получаем опыт.

Обучение можно считать эффективным, если наш опыт эволюционирует, или проще говоря, он изменяется. Очевидно, что новый опыт можно получить лишь предпринимая новое действие, качественно отличающееся от применяемого ранее (рис. 1).

В контексте развития лидерских качеств руководителя цикл обучения также начинается с фиксации результатов актуального опыта управления. Мне представляется, что этот опыт можно измерить, пусть и достаточно субъективно. В своем авторском курсе «Личная эффективность руководителя» для слушателей МВА в ММВШБ МИРБИС я предлагаю менеджерам оценить их опыт в формате так называемого «круга баланса». Вы также можете выполнить это небольшое упражнение. Отвечайте открыто и честно, ведь Вы делаете это для себя (рис. 2).

Для более ясного понимания «измерителей» добавляю комментарии:

— Деньги: сколько Вы стоите? В час, в день, с месяц, в год?
— Власть: полномочия для принятия решений
— Признание: уважение, карьера, должность, статус
— Баланс: мир, согласие внутри Вас
— Осознанность: низкая, высокая. Здесь же «Чуткость» — знание своих сильных и слабых сторон, способность встать в позицию наблюдателя, свидетеля
— Гибкость, адаптивность: приветствую изменения, «ловлю новую волну» или страшусь их
— Открытая позиция: позиция «Ученика», желание роста и развития — «я знаю, что я не знаю»
— Лидерство: способность интегрировать и вести за собой разных людей, растить «чемпионов».

Теперь задание:

— Отметьте уровень удовлетворенности каждой областью, принимая точку в середине за ноль, точку на окружности за десять.
— Соедините отмеченные Вами точки одной линией. Какую фигуру Вы получили? Определите области, в которых Вы хотели бы поднять уровень удовлетворенности, и тем самым приблизиться к форме круга.

Теперь, когда мы измерили свой опыт эффективности руководства и определили сферы, где необходимо улучшение, можно перейти к следующему этапу.

Все наши действия или бездействие связаны с нашими убеждениями. Не всегда ясно осознаваемыми. Например, человек, испытывающий дефицит в деньгах, верит, что деньги — это порок, что-то неприличное и неуважаемое и даже не ценное. В детстве он часто слышал «Не в деньгах счастье», «Деньги — бумага», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т. д. То же касается и других сфер «круга баланса»: власти, признания, открытости и др.

Для глубокого анализа причин, лежащих в основе недостаточной управленческой эффективности, я предлагаю следующие упражнения для каждой сферы, требующей улучшения:

Выпишите не менее 5 — 7 значимых убеждений, связанных с этой сферой. Обычно, это устойчивые выражения, поговорки, известные с детства. Для выявления убеждений Вы также можете продолжить предложения:

— Люди, которые имеют это…
— Иметь это означает для меня…
— Если бы я имел это, то…

Выпишите не менее 5 тех преимуществ, которые Вы получите, обретя желаемое.
Выпишите не менее 5 потерь в результате обретения желаемого.
Выпишите не менее 5 причин, по которым Вам необходимо начинать движение к свой цели именно сейчас.
Напишите не менее 5 конкретных шагов на 1 месяц, которые Вы готовы сделать для достижения цели. Итак, Вы определили новые идеи. Теперь стоит их опробовать на практике, применить в жизни и получить новый опыт.

Внимательно отслеживайте новые результаты. Новый опыт будет проявляться на разных уровнях:

— Физическом, телесном
— Эмоциональном
— Мыслительном

Проявляя чуткость к себе, уделяя достаточное время анализу происходящих перемен, Вы сможете определить, какие из Ваших действий дают положительные результаты и требуют повторения, укрепления, с другой стороны — какие действия дают отрицательные сигналы и требуют корректировки.

Кроме того, важно помнить, что процесс качественных изменений занимает довольно продолжительное время. Укоренение новых убеждений и привычек можно сравнить с физической тренировкой мышц. Только целенаправленные и упорные занятия позволяют достичь спортсменам исключительных результатов. Тот же принцип применим к выработке эффективных навыков управления: целенаправленность и упорство. Желаю Вам успехов!

Похожие записи